Мачта для антенны

Антенная мачта
Мачта для радиолюбительских антенн

Сила сигнала зависит, особенно при QSO с дальними корреспондентами, не только от используемого типа антенны, а от того, на какую высоту она поднята. Для того, чтобы установить антенну на большую высоту и соответственно улучшить качество работы в эфире, применяются специальные мачты определённых размеров, из различных материалов и разных конструкций.

Это устройство предназначено для установки антенн. Традиционно мачты изготавливаются из алюминия или стали и покрываются защитной порошковой краской. Лёгкие алюминиевые мачты применимы для антенн с малым весом, соответственно чем больше вес, тем логичнее использовать стальные мачты. В сущности стальные мачты подходят абсолютно для любых случаев. Рассмотрим вариант собственного изготовления мачты для антенны.

Мачта будет секционная, с треугольным сечением и изготовляется она из обычных стальных водопроводных труб диаметром ¾ дюйма. Сечение мачты выбрано 31,5 x 31,5 мм, исходя из того, что сверху должен стоять (в этом конкретном описываемом случае) редуктор от запросчика радиолокационной станции П-12.

 

Мачта для удобства подъёма и транспортировки выполнена в виде секций, длиной по 215 см. Вес получившихся секций составляет около 20 кг и их можно перевозить в общественном транспорте, что стало дополнительным удобством. Изготовленную в этом году мачту, автор лично вёз на дачу сначала электричкой, а затем рейсовым автобусом.

Мачта получилась достаточно дешёвой и надежной. Для изготовления мачты необходимы следующие материалы: труба водопроводная диаметром ¾ дюйма – по количеству секций, на секцию необходимо 6м трубы; строительная арматура диаметром 12 – 14 мм, примерно 8 м на секцию; труба водопроводная диаметром 1 дюйм – 36 см на секцию; железо листовое толщиной 2 – 2,5 мм – примерно 0,18 м²; пачка или две электродов; отрезные круги для «Болгарки» — 4-5 шт, очиститель ржавчины; краска по металлу; кисточка; ветошь.

Перед тем, как приступить к изготовлению мачты, необходимо сделать два контроллера дет. 1 (Рис.1), они необходимы для правильной и удобной сборки мачты, чтобы собранные секции попадали одна в другую, и не возникало проблем.

Водопроводные трубы продаются длиной по шесть метров. Режем трубу по два метра, одна секция есть. Далее — изготовляем перемычки дет. 3 длиной по 287 мм (в процессе, возможно, придется уточнить длину) Затем размечаем места, где будут привариваться перемычки дет. 3. Они же служат в качестве ступенек для того, чтобы залезать на мачту.

Далее на ровной поверхности вставляем трубы в кондуктора, и начинаем процесс сварки (Рис.2). Сначала привариваем перемычки дет.3. Потом по месту меряем и отрезаем перемычки дет. 4, привариваем их. Они необходимы для того чтобы исключить сворачивание мачты при нагрузках. Их можно ставить через одну. После сварки не забудьте снять с труб кондуктора.

После чего на концы труб с одной стороны одеваем соединительные фланцы дет 5, обвариваем их. Секция готова. Далее она красится. Я покрасил по метру в красный и белый цвет. Аналогично изготовляются остальные секции, причем, там, где необходимо ставятся крюки для крепления оттяжек (Рис.5). У меня они стоят на втором колене (4 метра), на четвертом (8 метров) и на самом редукторе (12 метров). Крюки продаются в хозяйственных магазинах, длиной 10 сантиметров и толщиной 8 миллиметров. Они дорабатываются согласно Рис.4.

Для подъема мачты (автор поставил мачту длиной 12 метров один) необходимо изготовить простейший кран-балку. Это труба высотой метра три с укрепленным на конце блоком, через который продета веревка.